Мы рады видеть Вас на сайте агентства " Ф э м и л и "
Правовая регламентация правоотношений между супругами
Правовой комплекс регулирования взаимоотношений между супругами на территории Российской Федерации состоит из нескольких основополагающих документов. Так, в соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Федерации и субъектов Федерации, что закреплено в п. 1 ст. 3 Семейного кодекса РФ. При этом семейное законодательство Российской Федерации включает в себя Семейный кодекс РФ, другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с этим кодексом, а также законы субъектов Федерации. С учетом главенствующей роли Конституции РФ в правовой системе России все законы и правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, в т.ч. по вопросам регулирования семейных отношений не должны противоречить положениям Конституции.
Основным источником семейного права Российской Федерации, является Семейный кодекс РФ, он был принят Госдумой 8 декабря 1995 г. Кодекс охватывает очень широкий круг семейных отношений, вмешательство государства в семейные отношения сведено до разумного минимума, а также введено договорное регулирование ряда отношений между членами семьи.[]
В состав источников семейного права России входят и принимаемые в соответствии с Семейным кодексом РФ другие федеральные законы.
В п. 2 ст. 3 Семейного кодекса РФ говорится, что семейное законодательство включает не только Семейный кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, но также и законы субъектов Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 3 Семейного кодекса РФ могут регулироваться следующие семейные отношения, но в пределах, установленных Семейным кодексом РФ:[]
а) Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным Семейным кодексом РФ к ведению субъектов Российской Федерации: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13 СК РФ); выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК РФ); присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2 и 3 ст. 58 СК РФ); организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК РФ); определение дополнительных по сравнению с Семейным кодексом РФ форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК РФ); установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152 СК РФ).
б) Законы субъектов Российской Федерации в области брачно- семейных отношений могут приниматься по вопросам Семейным кодексом РФ не урегулированным. В частности, это – дополнение и развитие субъектами Федерации и органами местного самоуправления предоставленных семье федеральным законодательством РФ минимальных социальных гарантий и льгот.
Однако в любом случае законы субъектов Российской Федерации, регулирующие семейные отношения, не должны противоречить как Семейному кодексу РФ (п. 2 ст. 3 СК РФ), так и иным федеральным законам Российской Федерации. При наличии противоречий между ними применению подлежит Семейный кодекс РФ или федеральные законы Российской Федерации.
Также к нормативным источникам семейного права России относятся такие нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения:[]
а) Указы Президента РФ, которые согласно п. 2 ст. 90 Конституции РФ обязательны для исполнения на всей территории России. В основном указами Президента утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (федеральные целевые программы) или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере.
б) Как следует из п. 3 ст. 3 Семейного кодекса РФ, Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты на основании и во исполнение Семейного кодекса РФ, других федеральных законов и указов Президента РФ. Однако возможно это только в случаях, непосредственно предусмотренных Семейным кодексом РФ, другими федеральными законами Российской Федерации, а также специальными указами Президента России.
Так, к компетенции Правительства РФ относится: определение видов дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (ст. 82 СК РФ); определение порядка передачи детей на усыновление, осуществление контроля за условиями жизни и воспитанием детей в семьях усыновителей на территории России (п. 2 ст. 125 СК РФ); установление перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку, попечительство, взять в приемную семью (ст. 127 СК РФ); определение порядка и размера выплаты опекуну средств на содержание ребенка (ст. 150 СК РФ); определение порядка выплаты и размера средств на содержание ребенка в приемной семье (ст. 155 СК РФ) и др.
в) В ст. 3 Семейного кодекса РФ отсутствует упоминание о таких источниках семейного права, как нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Однако такие акты издавались как до, так и после принятия Семейного кодекса РФ. Здесь следует отметить, что ведомственные нормативные акты, затрагивающие отношения, регулируемые семейным правом, могут издаваться на основании, по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ, при этом такие нормативные акты должны соответствовать положениям Семейного кодекса РФ и федеральных законов.
Следует отметить, что Постановления Пленума Верховного Суда РФ не являются источниками семейного права. Однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства на территории Российской Федерации. Например, при расторжении брака имеют значение Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», от 5 ноября 1998 г. № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» и т.д., и т.п.
К семейным отношениям на территории Российской Федерации могут применяться отдельные положения гражданского законодательства, в ст. 4 Семейного кодекса РФ предусматриваются основания и пределы такого применения. В соответствии со ст. 2 Семейного кодекса РФ гражданское законодательство может применяться к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, но только при условии, что они не урегулированы соответствующими нормами семейного законодательства Российской Федерации и имеются необходимые нормы гражданского законодательства. При этом применение норм гражданского законодательства не должно противоречить самому существу семейных отношений, обладающих определенной спецификой. Применение положений гражданского законодательства к семейным отношениям может осуществляться в случаях, прямо предусмотренных в Семейном кодексе РФ. Для семейного права имеют значение также положения гражданского законодательства, в которых содержатся определения основополагающего характера (пример, правоспособность и дееспособность граждан, место жительства, имя гражданина, эмансипация, убытки, моральный вред, исковая давность, ответственность и др.).[]
Восполнение имеющихся пробелов в семейном законодательстве Российской Федерации посредством аналогии закона или аналогии права предусмотрено ст. 5 Семейного кодекса РФ. При этом под аналогией закона принято понимать решение конкретного дела или отдельного юридического вопроса на основании закона, регулирующего сходные (аналогичные) отношения, а под аналогией правa, как правило, понимается решение дела или отдельного юридического вопроса на основе общих начал и смысла законодательства.
Важным аспектом семейного права Российской Федерации является закрепление принципа приоритетного применения правил международного договора, участником-подписантом которого является Российская Федерация, в случае несоответствия ему семейного законодательства Российской Федерации, установленный ст. 15 Конституции РФ и ст. 6 Семейного кодекса РФ. Так, в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ в правовую систему Российской Федерации введены две категории международно-правовых норм:
а) общепризнанные принципы и нормы международного права, к которым относятся принципы и нормы, установленные и признанные международным сообществом государств, то есть обязательные для всех его членов;
б) международные договоры Российской Федерации, включая межгосударственные, межправительственные договоры и договоры межведомственного характера независимо от вида и наименования, заключенные, как с иностранными государствами, так и с международными организациями.
В случае какого-либо расхождения отдельных положений семейного законодательства Российской Федерации с правилами международного договора, в котором участвует Российская Федерация или с общепризнанными нормами международного права применяются правила, установленные этим международным договором или указанными общепризнанными нормами.
В России признано обязательным соотнесение семейного законодательства с положениями основных международно-правовых актов – Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах», Международный пакт «О гражданских и политических правах», Конвенция «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», Конвенция «О правах ребенка», Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека, Пекинская декларация и Платформа действий четвертой Всемирной конференции по положению женщин, а также документы Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН и др. международных организаций. Среди них особо выделяют международный договор Российской Федерации по вопросам регулирования брачно-семейных отношений – Конвенция стран-участниц СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам».
Таким образом, регламентация супружеских правоотношений осуществляется как на национальном (внутри страны), так и международном уровнях
22.08.2013